Согласитесь, что зайти в красивый магазин с блестящими витринами намного приятнее, чем толкаться на рынке, спотыкаясь о куски рваного картона и наступая в лужи. Вопрос поддержания чистоты в помещении встает все острее, ведь это один из элементов престижа фирмы. При этом во всем мире признаны преимущества профессионального подхода в проведении уборочных работ.
В отдельных странах объемы профессиональной уборки колеблются от 70 до 90% от общих объемов уборочных работ. И в нашей стране уборщиц все чаще заменяют профессиональные клининговые (от англ. clean — чистый) компании со специализированным набором оборудования и широким спектром услуг.
Чистая перспектива В настоящее время число фирм, занимающихся этим бизнесом, увеличивается, а пользоваться их услугами становится не только удобно, но и престижно, что свидетельствует о подъеме клинингового бизнеса в России. Сервис интенсивно развивается и в Ставрополе уже на протяжении трех лет, хотя первые клининговые компании появились еще в 2001 году (“Райсам”, “Стрела”). В последние 2 года на этом рынке стали появляться участники, пришедшие в наш регион из Москвы (“ОМС-Ставрополь”), Ростова-на-Дону, Краснодара. Но иногородние компании зачастую выполняют работы на определенных объектах и не преследуют цели завоевывать рынок. Крупные игроки есть и среди местных компаний, они постепенно вытесняют мелких конкурентов, предоставляя клиентам более широкий и качественный спектр услуг. Численность штатных сотрудников в таких компаниях колеблется от 8 до 300 человек, при этом поле их деятельности охватывает не только Ставрополь, но и весь край.
Ключевым фактором, повлиявшим на развитие клинингового бизнеса в крае и в стране, с чем соглашаются сами его участники, стало активное строительство объектов коммерческой недвижимости различных видов: офисной, торговой и т. д. А наиболее перспективными сегментами спроса на клининговые услуги считаются частный сектор (в некоторых регионах страны прирост рынка составляет 20–25%), сфера развлечений и государственный сектор (в первую очередь ЖКХ).
“В то же время услуги клининговых компаний практически не используются в сфере ЖКХ, на социально значимых объектах (область здравоохранения, образования, дошкольные и детские учреждения), промышленных предприятиях, в общественном питании, предприятиях по производству пищевых продуктов и т. д.”, — отмечает директор Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) Николай Галкин.
“Но в условиях финансового кризиса, наступившего в России, мы ожидаем снижение темпов рынка клининга из-за снижения спроса со стороны бизнес-структур (в первую очередь, из-за проблем с вводом в строй новых девелоперских проектов в сфере торговой, офисной, гостиничной и развлекательной недвижимости), — комментирует ситуацию заместитель директора ставропольской клининговой компании “Грин-сити” Мария Фурсова. — Последствия кризиса для нас уже проявились в том, что некоторые из наших крупных корпоративных заказчиков задерживают платежи”.
По словам генерального директора ставропольской клининговой компании “Персона Vip” Лилианы Баклаженко, на кризис первыми отреагировали торговые фирмы и уже подняли цены на химические средства. В этой связи компании по уборке помещений вынуждены пересматривать договоры о сотрудничестве с корпоративными клиентами на следующий год в сторону повышения оплаты услуг, отмечает директор клининговой компании ООО “Стрела” Александр Сёмкин.
Не запятнать репутацию По словам директора клининговой компании ООО “Клининг-контроль” Павла Пушкина, начать свое дело в этой сфере бизнеса можно практически с нуля: конкуренция на рынке еще невысокая, а судя по мировым и даже мос-ковским темпам его развития, у этой сферы бизнеса большое будущее. Но уже сегодня можно говорить о том, что и в Ставрополе клининговый бизнес выходит на качественно новый уровень: клиенты становятся разборчивее, они обращают внимание не только на ценовой аспект, но и на качество услуг. Хотя к демпингу прибегают некоторые участники рынка, этот прием вредит им же самим, отмечает Пушкин, поскольку, сэкономив на химических средствах и оборудовании, компания может потерять клиента.
Иногда оказывается, что некачественно проведенную работу одной компании приходится переделывать другой клининговой компании. Конечно, чистоту репутации первой в этом случае уже не отмыть никакими средствами, и подобные участники рано или поздно покидают рынок. К тому же не всем компаниям удается удержаться на плаву и развиваться. Около полугода назад закрылась компания “Ставклининг”, проработавшая 2 года, и временно не работает некогда известная в городе компания “Апельсин”.
Сезонность Как может показаться на первый взгляд, сезонности в работе клининговых компаний нет, изменяется только спрос на разновидности услуг. Если при потеплении заказчикам в основном требуется проведение фасадных работ, мытье витрин и окон, летом и осенью — послестроительная уборка, садовые работы, то генеральную уборку чаще заказывают перед Новым годом.
Сколько стоит чистота В расчете стоимости услуг учитываются такие факторы, как площадь, заставленность, проходимость помещения, допустимое время выполнения работ и др. Расценки зависят от того, идет ли речь о разовом наведении порядка или о долгосрочном сотрудничестве, о генеральной или о поддерживающей уборке, о мытье полов или об озеленении газонов.
Разовая генеральная или комплексная уборка обойдется клиенту значительно дороже, чем регулярные клининговые услуги по договору (аутсорсинг). Если в последнем случае один чистый квадратный метр офисной площади обойдется от 11 руб., то во время генерального аврала вычистить 1 кв. м ламината или ковролина будет стоить уже около 40 руб., причем чем меньше метраж, тем дороже труд профессионала клининговой компании.
Отдельное направление работы — генеральная уборка после строительства или ремонта. Навести идеальную чистоту в этом случае очень непросто. Соответственно, и цена за уборку 1 кв. м вырастает в 3 раза.
Привести в надлежащий вид небольшое жилое помещение площадью до 100 “квадратов” стоит в среднем 100 руб. за 1 м соответственно. Если жилье большое — от 500 до 1 тыс. кв. м, то цена будет пониже.
Мастера на все руки Кроме того, клининговые компании практикуют нестандартные услуги: подкрас ковров, дератизация —
уничтожение крыс, мышей, кротов, дезинсекция - уничтожение насекомых в здании и на внешней территории. В компаниях отмечают, что частные заказчики отличаются большой изобретательностью, чем расширяют спектр деятельности участников клинингового бизнеса. “Мы работаем для клиента, поэтому если в наших силах помочь ему, мы делаем это”, — подчеркивает коммерческий директор “Персона Vip” Алла Лосева. В комплекс услуг некоторых клининговых компаний входит также подбор домработниц, гувернанток и нянь.