Маргарита Авдеева, совладелец ГК «Ронова», рассказала изданию «РБК» о тенденциях на рынке клининговых услуг, аутсорсинге в данной сфере, переспективах и путях развития этого сектора.
Во всём мире клининг — это сфера бизнеса, которая занимает одно из ведущих мест по количеству занятых в ней людей. И современная Россия не является исключением. В данном сегменте российского рынка сегодня заняты миллионы человек. Но, в отличие от многих стран Европы, российский рынок клининговых услуг находится в настоящий момент не просто на стадии бурного развития, но и, в известном смысле, на стадии становления, так как многие его направления ещё только формируются и являются для нашей страны относительно новыми. В то же время, клининг в России уже достаточно прочно вошёл в самые разные структуры нашей экономики.
Лет 20 назад клининг в нашей стране был профессионально представлен, в основном, в сфере бытовых услуг для частных лиц. Новые направления в области клининговых услуг начали активно развиваться лишь в середине 90-х годов прошлого века. Начали создаваться первые специализированные компании, которые оказывали профессиональные клининговые услуги предприятиям и организациям. Главным направлением деятельности оставалась уборка различных объектов.
В то же время, клининговыми компаниями начали создаваться собственные структуры по обучению персонала, торговле материалами и технологическим оборудованием. В процессе двадцатилетнего развития клининг в нашей стране превратился в высокотехнологичную сферу услуг, в которой используется новейшее оборудование, современная организация труда, разрабатываются и внедряются инновационные технологии, создаются новые предприятия по изготовлению биологических и химических средств. Сейчас потребителями услуг клининговых компаний являются как частные, так и юридические лица. Сегодня это могут быть владельцы квартир и домов, торговые и развлекательные центры, медицинские и учебные заведения, офисы, промышленные и сельхозпредприятия, банки, транспорт, объекты социальной сферы и ЖКХ, дорожные структуры. Профессиональные клининговые услуги используются муниципальными структурами для обслуживания городских территорий, скверов, парков и проч.
Несмотря на то что данный сегмент российского рынка в последнее время демонстрирует активный рост, его масштабы пока ещё не достигли международного уровня. Кроме того, он представлен по регионам Российской Федерации достаточно неравномерно. Основной объём потребляемых клининговых услуг приходится, прежде всего, на столицы — Москву и Санкт-Петербург, на крупнейшие российские города — Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Красноярск, а также на такие регионы как Республика Татарстан, Московская и Калининградская области. Именно в этих регионах сосредоточена большая часть обслуживаемых профессионалами клининговых компаний жилых и нежилых объектов.
Рост рынка клининговых услуг сегодня определяется не только естественным развитием отрасли за счёт введения в строй новых жилых и коммерческих площадей, а также стремительного развития в последние годы аутсорсинга. Свою роль сыграл здесь и так называемый отложенный спрос, характерный для послекризисного развития рынка. Дело в том, что объёмы заказов от частных лиц и организаций во время кризиса неизбежно сокращаются. Бывшие заказчики клининговых услуг в целях экономии пытаются решить вопросы уборки самостоятельно. В результате многие клининговые мероприятия не проводятся вообще, в ожидании лучших времён. По окончании кризиса, соответственно, наблюдается всплеск спроса на определённые виды работ. В последние годы активно развиваются такие относительно новые направления клининга как промышленный альпинизм и инженерная эксплуатация зданий, включающая в себя управление автоматикой, содержание и обслуживание стен, вентиляции, электроснабжения и водоснабжения.
По мере развития рынка, растёт также производительность клининговых предприятий, повышается оперативность и слаженность работы различных подразделений. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению объёма аутсорсинга на рынке клининговых услуг. Всё большее количество предпринимателей начинают понимать, что организация уборки собственными силами — это вчерашний день. Гораздо проще и выгоднее экономически (не говоря уже о качестве) отдать этот непрофильный вид работ на аутсорсинг, внешним исполнителям — специалистам клининговых компаний. Всё меньше остаётся владельцев предприятий, желающих содержать в штате собственный персонал уборщиков.
Согласно статистике, порядка 80-90% объектов коммерческой недвижимости развитых стран обслуживают специализированные клининговые компании. В нашей стране аутсорсинг развит в гораздо меньшей степени. Даже в Москве этот показатель равен всего 30%, а в других регионах доля нежилых помещений, обслуживаемых профессионалами клининговых компаний, ещё меньше. В сфере обслуживания недвижимости продолжает развиваться тенденция к заказу не просто уборки помещений. Сегодня клиенты всё чаще заказывают комплексные услуги, то есть весь комплекс работ по обслуживанию объекта.
Вместе с тем в области оказания профессиональных клининговых услуг сегодня существует ряд проблем, тормозящих развитие данного сегмента бизнеса. Многие заказчики мыслят устаревшими категориями и смутно представляют себе все выгоды перехода их предприятий на аутсорсинг, не желая передавать выполнение клининговых работ внешним исполнителям. Неподготовленность заказчиков выражается также в отсутствии опыта при подборе исполнителя уборочных работ и оценки его услуг. Наибольшие проблемы в данной области возникают с предприятиями государственного сектора. Подобная ситуация способствует возникновению на рынке недобросовестных подрядчиков, предлагающих работы по заниженным ценам и, соответственно, не гарантирующих никакого качества.
Демпинг вообще является одной из серьёзных проблем развивающегося российского рынка клининговых услуг. Это одна из причин, препятствующих дальнейшей профессионализации рынка. Естественное желание заказчика получить услугу по минимальной цене ведёт к снижению качества и застою в данной области. Введение новых технологий, использование дорогостоящих современных материалов, инвестиции в качество и дальнейшее развитие бизнеса становятся экономически невыгодными для клининговых компаний, так как клиент в такой ситуации выбирает самого дешевого исполнителя, невзирая на низкое качество его работ.
Другим отрицательным явлением, негативно влияющим на развитие рынка, можно назвать коррупцию. Это относится, прежде всего, к недобросовестным организаторам тендеров, подыгрывающим аффилиированным с ними компаниям. Развитие рынка также тормозит отсутствие легализации использования иностранной рабочей силы. Такое положение объясняется желанием государства сохранить рабочие места для российских граждан. Однако работать в этой сфере российские граждане не всегда хотят, и это создаёт дефицит работников, занимающих низовые должности в клининговых компаниях. Вступление в ВТО и дальнейшая интеграция России в мировую экономику в настоящее время открывают новые перспективы развития отечественного рынка клининговых услуг.