Если автомобиль для человечества давно превратился из роскоши в необходимое средство передвижения, то собственная яхта ещё долго будет восприниматься, по крайней мере, в наших широтах, именно как роскошь, как символ престижа и общественного статуса её хозяина. И как любой предмет роскоши, стоящий немалых денег, содержаться яхта должна в идеальном порядке, сияя чистотой палуб и начищенными до блеска металлическими деталями.
На российском рынке клининговых услуг уборка яхт – достаточно новый и относительно редкий вид работ. Далеко не всякая клининговая компания подобные услуги оказывает. А те компании, в списке услуг которых уборка яхт и прочих судов всё-таки значится, отнюдь не всегда знакомы со всеми секретами и подводными камнями этого вида деятельности. Работы по уборке яхты действительно значительно отличаются от традиционных клининговых услуг и требуют как специально обученного персонала, так и особых чистящих средств для разных видов выполняемых работ.
По мнению исполнительного директора компании Cristanval Дмитрия Миско, правильный уход за таким транспортным средством как яхта не только может продлить срок службы дорогого судна, но и подчеркнуть высокий статус владельца его ослепительной чистотой. Уборка яхт имеет свои специфические особенности. Клининговая компания, обслуживающая яхту должна обеспечить уборку всех помещений судна: кают, машинного отделения, салона и проч., а также всех палуб, кормы и носовой части, чистку мягкой мебели в салоне и в каютах, лакового покрытия палубы, провести мытьё потолков и иллюминаторов. Всё это должно производиться при помощи специальных моющих и чистящих средств.
Внутренние помещения яхты, как правило, отделаны очень дорогостоящими материалами, которые важно не повредить в процессе уборки, а это требует определённых знаний и навыков от работников клининговой фирмы. Поэтому для сотрудников клининговых компаний, занимающихся данным видом деятельности, предусмотрено специальное обучение в каждом конкретном случае. Все они проходят особый инструктаж по обслуживанию каждой отдельной модели катера или яхты перед началом работ. После этого специалистами компании разрабатывается комплексная программа работ по уборке именно данной яхты, с учётом её специфических особенностей — отделки, материалов, характера интерьеров и т. д.
Перед началом летней навигации, а также перед постановкой яхты на хранение в зимний период комплексная уборка судна производится в обязательном порядке. Кроме того, несколько раз в течение летнего сезона производится генеральная уборка, а также регулярная поддерживающая уборка. Частота и количество генеральных уборок и регулярность поддерживающих уборок специально оговариваются с хозяином судна заранее. С ним заключается договор на проведение всех работ, которые, как правило, включают следующие пункты:
• комплексная мойка, чистка, а также уборка;
• мойка бортов яхты;
• мойка палубы яхты;
• мойка стекол всех иллюминаторов;
• уборка и мойка камбуза;
• комплексная уборка, мойка и чистка всех кают в трюме;
• уборка, мойка и чистка банкетных залов судна;
• уборка, мойка и чистка в трюме грузового отсека;
• уборка, мойка и чистка в трюме моторного отсека;
• химическая чистка диванов и другой мягкой мебели;
• профессиональная чистка и обработка кожаных поверхностей;
• профессиональная обработка тика;
• химчистка ковролина;
• химчистка различных обивочных материалов;
• чистка хромированных поверхностей.
Ещё одной специфической особенностью обслуживания яхт и катеров является компактность убираемых помещений, которая требует от специалиста определённых навыков работы в достаточно ограниченном пространстве. Это не всегда легко, например, когда клинер работает с парогенератором и другим габаритным оборудованием.
К персоналу, производящему указанные работы, также предъявляется ряд дополнительных требований. Например, имеются особые требования к одежде и обуви работников. Перед тем как приступить к уборке яхты, все специалисты фирмы переодеваются в чистую, как правило, хлопчатобумажную одежду. Кроме того, чтобы тёмная подошва обуви не оставляла следов на деревянной палубе яхты, персонал переобувают в чистую сменную обувь со светлой подошвой.
Проблемы, с которыми сталкивается клинер, при обслуживании плавучих средств, также отличаются от стандартного набора проблем при уборке обычного помещения. Вот лишь некоторые специфические особенности уборки судов:
• Чистка парусов и уход за ними требуют специальных навыков и знаний.
• На борту судна легко происходит образование водорослевых наростов.
• В помещениях судов имеются более благоприятные условия для образования всевозможных видов грибка и плесени, чем в зданиях.
• Проблемы создаёт большое количество наростов накипи, окалины, коррозий и оксидов, особенно на гальванизированных поверхностях.
• Для деревянных полов трюмов характерны сильные жировые, масляные и другие специфические сложные загрязнения.
• Для уборки яхт требуется использовать преобразователь ржавчины в аморфные оксиды и их последующая окраска.
Впервые сталкиваясь с проблемами по обслуживанию яхт, неопытные клинеры иногда пытаются использовать обычные моющие и чистящие средства для решения вышеперечисленных проблем. Это может приводить к непредсказуемым последствиям — от простой неэффективности таких средств до порчи дорогостоящих материалов отделки. Поэтому важно с самого начала позаботиться о профессиональных средствах для уборки яхт. Для технического обслуживания и чистки различных поверхностей яхт и других судов необходимы следующие средства:
• профессиональные средства для чистки корпуса судна и палубы;
• специализированные средства для удаления масляных и жировых загрязнений;
• специализированные средства для чистки металлических поверхностей;
• профессиональные очистители для проводов в электрических компонентах;
• различные средства для технического обслуживания моторного отсека и двигателя;
• присадки к двигателю;
• растворители на водной основе;
• защитные и чистящие средства для поверхностей из дерева;
• нейтральные моющие средства для пластмассовых поверхностей и оргстекла;
• средства для ухода за парусами судна;
• средства очистки резервуаров для сточных вод;
• особые моющие средства для ухода за мебелью и отделкой внутренних помещений яхты.
Среди специальных средств по уходу за яхтами на отечественном рынке представлено несколько известных брендов. К ним относятся, например, Bio Pin Marine и Marine Line Meguiar`s. К сожалению, данными производителями для российского рынка предлагается не слишком широкий выбор чистящих средств, которые сводятся, в основном, к средствам для ежедневного ухода за лодками, яхтами и катерами. Они не могут решить всех проблем клининга в данной области.
Другой производитель, представленный на нашем рынке — итальянская фирма Gaviota. Их линейка чистящих средств отличается большим разнообразием. В продаже имеется широкий выбор профессиональных средств этой фирмы, способных решить все проблемы, связанные с уходом за лодками, яхтами и другими парусными судами. В отличие от устаревших, вредных для экологии чистящих средств, создававшихся на основе растворителей, чистящие средства компании Gaviota разработаны на водной основе специально для обслуживания судов и полностью соответствуют всем европейским экологическим стандартам (итальянская компания Gaviota уже более 10 лет сертифицируется по международному стандарту ISO).
В качестве примера такого профессионального средства можно привести средство для ухода за металлическими поверхностями, которое содержит в своём составе ингибиторы коррозии. Такой продукт способен очистить любую металлическую поверхность всего за одну операцию, и в дальнейшем будет защищать её от образования коррозии. Другим примером эффективного профессионального продукта может служить средство по уходу за деревянными полами на судне, которое способно эффективно восстановить их первоначальный вид. Сначала с его помощью с дерева удаляют грязь и старое водоустойчивое защитное покрытие. Для этой цели в набор входит специальное щелочное средство. После полной очистки поверхности дерево снова пропитывают составом из современного защитного вещества.
Комментируя ситуацию, сложившуюся в данном сегменте российского рынка клининговых услуг, директор одесской компании Clean Help Сергей Таратин также отметил, что уборка яхт и других судов является для России не совсем привычным видом клининга. Его особенности обусловлены многими факторами. Среди них и особая компактность обслуживаемых помещений, и локальность регионов применения, и широкий спектр материалов, используемых при отделке поверхностей. Всё это, по его словам, требуется учитывать при организации клининговых работ.
Например, компактные помещения на борту (особенно, трапы и узкие проходы) могут сделать невозможным применение клинерами габаритного оборудования и техники. Могут возникнуть проблемы с водоснабжением, канализацией, подключением электропитания. Иногда от места швартовки до источника электропитания оказывается не одна сотня метров. Иногда возникают сложности с подвозом клинингового оборудования, которое работникам компании приходится переносить вручную. На такие нюансы следует обращать внимание при предварительном осмотре объекта, еще до начала всех работ.
Кроме того, следует обратить особое внимание на доступность в месте швартовки пресной воды, которая особенно необходима для уборки внутренних помещений. Морская вода не должна использоваться для уборки, так как содержит огромное количество солей, вредных для очищаемых поверхностей. Например, она повреждает их полированный слой и многое другое. Кроме соли морская (как, впрочем, и пресная) забортная вода содержит множество органических элементов, таких как различные водоросли, микроорганизмы и проч., которые, разлагаясь впоследствии, способствуют размножению плесени, бактерий и т. д. На это следует указать персоналу особо.
Следует учитывать, что неожиданной проблемой при проведении уборочных работ на борту судна может также стать морская болезнь персонала. Специалисты, испытывающие тошноту и головокружение, не смогут качественно выполнять намеченные работы, что может привести к нарушению графика. При подготовке персонала его следует проинструктировать на предмет морской болезни и борьбы с ней. Перед работой рекомендуется принимать только лёгкую пищу, которая легко усваивается. Жидкость лучше ограничить в количестве, а при появлении симптомов болезни следует заблаговременно сойти на берег и принять необходимые меры.
Справка
Компания Cristanval в апреле этого года приняла участие в парусной регате, проходившей у мыса Argentario (Италия), в которой участвовало 32 экипажа. От компании был выставлен полный экипаж из 8 человек, который победил в этой регате и занял первое место среди участников-любителей своего класса.