Клининговые компании Петербурга ежегодно получают новых клиентов в сегменте мытья фасадов. Специалисты отмечают: рынок в целом оправился от кризиса и клиенты клининговых компаний могут позволить себе увеличивать расходы на различные услуги, в числе которых и услуги промышленных альпинистов. Сейчас сезон в самом разгаре.
По-настоящему весенняя погода в Санкт-Петербурге в этом году установилась чуть позже, чем в прошлом, что и привело к небольшому сдвигу пика сезона. Руководитель клининговой службы «Слон» (торговая марка «Моем город») Наталия Савина отметила, что в прошлом году горячая пора для специалистов по мойке фасадов уже закончилась к концу мая, в этом же году ожидается, что она продлится до середины июня. Представитель компании «Блеск фасадам» подтвердил в интервью «Деловому Петербургу», что согласно предписаниям петербургских районных администраций, многие организации стараются вымыть фасады к определенной праздничной дате, например, к 1 или 9 Мая. При этом с наступлением летнего сезона заказов на мойку фасадов становится существенно меньше.
Объем рынка клининга в России оценивается в среднем в 1 млрд долларов, доля Петербурга в нем составляет порядка 20%. Рост рынка составляет около 10% ежегодно и обеспечивается за счет привлечения новых клиентов. Руководитель технического отдела компании «Нева интер клин сервис» Андрей Николаев оценивает рост рынка в целом в 7-8%, а сегмента мытья фасадов — в 10% ежегодно.
В настоящее время в Северной столице работает более двух сотен клининговых компаний, но 60% рынка занимают всего десять организаций. Среди них «Первая клининговая», «Нева интер клин сервис» и другие. При этом конкуренция тут существенная. Участники рынка затрудняются с оценками его объема, но отмечают, что всего одна моечная машина может принести в сезон до 300 000 рублей месячной прибыли.
Промышленный клининг имеет ярко выраженную сезонность, поэтому многие компании стремятся сделать его одним из направлений деятельности, диверсифицируя ее. Например, компания «Моем город» специализируется на продаже оборудования для профессиональной уборки. «Нева интер клин сервис» вдобавок к мойке фасадов занимается уборкой строительного мусора, ремонтом кровли, уборкой снега, а также уборкой помещений.
Эксперты рынка оценивают среднюю стоимость услуг по мойке окон и фасадов в 30 рублей за квадратный метр. Услуги промышленных альпинистов стоят около 3000 рублей в день. Руководитель департамента эксплуатации объектов NAI Becar Валентин Каверин отмечает, что мойка фасадов стоит в среднем 28 рублей за квадратный метр, а комплексная уборка, включающая и уборку прилегающих территорий, стоит около 34 рублей за кв. м. Алексей Николаев из «Нева интер клин сервиса» считает, что стоимость ниже 20 рублей — это демпинг, на который идут только мелкие организации и частные предприниматели, которые не всегда могут обеспечить должное качество работ, так как у них нет ни опыта, ни нужного оборудования.
Клининг оплачивают собственники бизнес-центров, включая затраченные суммы в арендную плату. Некоторые компании заказывают услуги по мойке фасадов и уборке чаще раза в год, оплачивая их самостоятельно. К этой категории относятся, например, рестораторы, отмечает Наталья Савина из компании «Моем город».
Обязанность мыть фасады возложена на собственников бизнес-центров соответствующим постановлением городских властей. Например, «Икеа» проводит тендер на оказание клининговых услуг, увеличивая весной затраты на клининг на 40% для мытья потолков и фасадов. По оценкам представителя NAI Becar привлекают сторонних подрядчиков около двух третей бизнес-центров, а остальные проводят уборочные работы своими силами.
Все здания на центральных городских магистралях их собственники должны своевременно приводить в порядок. Тем не менее, владельцы многих зданий в центре Петербурга игнорируют закон, считая требования законодательства пустой формальностью. В результате дома так и стоят покрытые слоем грязи.