Мурманская администрация закрыла свалки, на которые из города свозился снег, убранный с улиц и придомовых территорий. Что же послужило причиной принятия такого неоднозначного решения? Дело в том, что мусорные свалки, и так всегда вызывающие особо пристальное внимание со стороны защитников природы, в зимний период превращаются в настоящие снегоотвалы, куда вывозится снег с улиц города. А снег в современном городе представляет собой нешуточную угрозу окружающей среде — кроме соли и песка, в нём можно найти массу токсичных веществ, попадающих в придорожный снег вместе с выхлопными газами и прочими продуктами, производимыми автотранспортом. Такой снег, безусловно, представляет огромную опасность для окружающей среды, которую сильно загрязняет.
Больше всего это касается участков, занятых под снегоотвалы — попавшее на свалку снежное месиво вступает там в контакт с водой и становится неиссякаемым источником загрязнения, запуская непредсказуемые химические реакции. Беспокойство по поводу растущих вокруг города снежных свалок неоднократно выражала Мурманская природоохранная прокуратура.
Как сообщила старший помощник прокурора из Мурманской природоохранной прокуратуры Алла Копосова, в ходе проверки комиссией снежных свалок было отмечено, что они не являются специально оборудованными полигонами, и их размещали без согласования с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства. В результате, прокуратурой Мурманска в адрес мурманской администрации был подан иск, обязывающий нарушителей принять меры к устранению выявленных проверкой нарушений – построить закрытую систему канализации на свалке, и сделать её обваловку. Меры необходимы для предотвращения попадания стоков со снежных свалок в Кольский залив. Исковое требование было удовлетворено Мурманским судом, и городская администрация постаралась принять меры к выполнению требований природоохранной прокуратуры. Однако, вместо переоборудования и обеспечения экологической безопасности снежных свалок, администрация пошла более простым путём — просто закрыла все снежные свалки, заблокировав подъезды к ним при помощи бетонных блоков.
Самыми первыми из тех, кто испытал на себе последствия такой экстремальной меры, стали мурманские управляющие компании, в обязанности которых входит уборка дворов и других городских территорий. По словам исполнительного директора компании ООО «Октябрьское ЖЭУ» Игоря Ялымова, в начале этого года стало известно о предстоящем закрытии снежных свалок. Управляющие компании посылали запрос Комитету по жилищной политике мурманской администрации, в котором просили предоставить им информацию о наличии в регионе санкционированных площадок для складирования снега. Ответ администрации поставил коммунальщиков в тупик. В ответном письме, полученном в середине февраля этого года, сообщалось, что управляющим компаниям предлагается приобрести снегоплавильное оборудование для самостоятельной утилизации снега. Игорь Ялымов пояснил, что стоимость снегоплавильного оборудования настолько высока (от полутора до тридцати миллионов рублей), что ни одна управляющая компания не может позволить себе такого приобретения. Собирать деньги с жильцов — тоже вариант неподходящий. Кроме того, у УК имеются договоры с транспортными компаниями, которые следует соблюдать. А в нынешней ситуации у транспортников также нет возможности выполнять свои обязательства и вывозить за город снег. Наиболее критическая ситуация наблюдается сейчас в центре города, где, за неимением дренажной системы в большинстве старых домов, их может просто затопить.
Одной из немногих компаний, которые могут поставлять снегоплавильные установки в Мурманск, является ООО «КОМИНВЕСТ-Мурманск». Как пояснили специалисты компании, снегоплавильная установка представляет собой техническое сооружение, принимающее собранный снегоуборочной техникой с городских территорий снег, растапливающее его, очищающее полученную в результате воду от всевозможных вредных примесей, а затем сливающее очищенную воду в городскую канализацию. Снегоплавильные установки могут быть двух видов – стационарные и мобильные. Стационарные установки устанавливаются и работают в конкретном, специально оборудованном месте, а мобильные могут перемещаться по городу. Подобное оборудование давно успешно работает в США и Западной Европе. В России первые установки не так давно появились в Санкт-Петербурге и в Москве. Снегоплавильные установки могут приобретать и частные компании, которые используют их при очистке от снега своих территорий (например, больших парковок или прилегающих к торговым и бизнес-центрам территорий).
Принципиальным отличием европейских и американских установок от российских, по словам коммерческого директора ООО «КОМИНВЕСТ-Мурманск» Дмитрия Тихонова, является тот факт, что западные снегоплавильные установки используются для утилизации сравнительно чистого снега. В Европе давно не посыпают дороги песком, поэтому проблем с утилизацией такого снега у них не возникает. Таяние снега, собранного с российских дорог, где его обрабатывают песочно-соляной смесью, может иметь непредсказуемые результаты. В лучшем случае, в таких условиях снегоплавильная техника быстро выйдет из строя. Учитывая данный факт, в настоящее время наблюдаются попытки разработать вариант снегоплавильной установки, рассчитанный специально под российский снег. Стоить такой вариант будет не менее чем на 30% дороже. Стоимость оборудования вообще зависит от многих факторов – массы плавящегося снега, уровня его загрязнения, вида применяемого в установке топлива, плюс транспортные расходы. Поэтому даже специалисты не смогли бы заранее назвать примерную стоимость необходимой техники, однако понятно и так, что это достаточно дорогое удовольствие. Более того, если бы управляющая компания всё-таки нашла средства и заказала снегоплавильную установку, заказ пришлось бы ждать не ранее, чем к концу снегоуборочного сезона. К этому времени заваленный тающим снегом Мурманск превратится в настоящую Полярную Венецию.
Возникает вопрос, можно ли было решить ситуацию со снежными свалками как-то иначе, не закрывая последние? Как город собирается справляться с возможным затоплением талой водой и выдержит ли эту нагрузку городская канализация? В сложившейся в Мурманске ситуации вокруг уборки снега особый интерес представляет позиция городской администрации. В ответ на запросы, связанные с закрытием по решению властей снежных свалок, Комитет по развитию городского хозяйства пояснил, что снежные свалки за городом были ликвидированы в силу решения Октябрьского суда г. Мурманска от 06.07.11 г. об удовлетворении исковых требований мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры по устранению нарушений природоохранного законодательства. В частности, требования принять меры к запрету складирования снега без проведения мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды на площадках в районе Нижне-Ростинского шоссе. Из данного документа видно, что для решения вопроса достаточно было просто привести полигоны для складирования снега в надлежащий вид, как того требовали природоохранные правила. Причём на выполнение этой задачи у ММБУ «Управление дорожного хозяйства», которое обслуживает свалки, было не менее двух месяцев. Тем не менее, администрация решила пойти более простым путём и закрыла свалки.
В настоящее время вопрос стоит следующим образом. Либо управляющие компании на свои средства приобретают снегоплавильную технику со всеми вытекающими отсюда последствиями, либо придётся везти на городскую свалку ТБО, что у посёлка Дровяное, чистый снег с городских улиц. Возникает резонный вопрос — о каком «чистом снеге» идёт речь? Кроме того, непонятно, чем «чистый» снег в сочетании с твёрдыми бытовыми отходами лучше «грязного» снега из города? В ТБО вредных веществ не меньше, чем в самом грязном снеге, а при таянии «чистого» снега произойдёт точно такая же утечка загрязнённых талых вод в водоёмы региона. Более того, к указанной свалке в пос. Дровяное у природоохранной прокуратуры накопилось не меньше претензий, чем ко всем остальным, а в 2011 году она даже была определена как «несанкционированная» и требующая рекультивации. Относительно предполагаемого затопления администрация также не видит причин для волнения, так как, по её мнению, наружные сети водоотвода после своевременной прочистки и ремонта работают хорошо и вполне способны справиться с «последствиями паводкового периода».
По имеющимся сведениям, в настоящий момент ММБУ «Управление дорожного хозяйства» занимается подготовкой конкурсной документации, необходимой для приобретения на средства мурманского городского бюджета снегоплавильной установки. Как дорого обойдётся эта техника, и какие объёмы снега она будет в состоянии растопить, пока неизвестно. Неизвестно также, какова окупаемость проекта. Привести в соответствие с природоохранными стандартами свалку на Нижнем Росте наверняка было бы проще и дешевле для города. Кроме того, известен опыт других российских городов, использовавших снегоплавильные установки для утилизации снега. Ни в одном из них так и не смогли избавиться полностью от необходимости вывоза снега на загородные свалки. Поэтому инициатива мурманской администрации вряд ли решит проблему с утилизацией снега радикально. А пока заинтересованные стороны не могут договориться и принять единого решения по вопросу утилизации снега, в мурманских дворах растут снежные горы. В такой обстановке не исключено стихийное появление несанкционированных снежных свалок.