В городе Зеленограде отныне не будет конкуренции между подрядчиками по содержанию дорог. Такое решение приняли недавно власти города, пожелавшие отдать эксплуатацию зеленоградских дорог и объектов дорожного хозяйства в руки государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Автомобильные дороги». По словам главы окружного управления ЖКХ Сергея Галустова, государственное предприятие должно приступить к работе с 16 апреля 2012 года.
Напомним, что, согласно распоряжению № 628-РП московского правительства от 16.04.11 г., во всех округах столицы были созданы аналогичные ГБУ «Автомобильные дороги». Однако процент дорог, попадающих в зону обслуживания ГБУ во всех округах разный — от 15 до 20 %. В этом отношении Зеленоград представляет собой исключение — здесь ГБУ «Автомобильные дороги» городские власти намерены передать обслуживание 100% дорог. Такое решение, предусматривающее передачу всех дорог и дорожного хозяйства в руки одного учреждения, принял префект округа Анатолий Смирнов.
Как объясняет Сергей Галустов, определяющим фактором, повлиявшим на решение создать ГБУ для обслуживания зеленоградских дорог, стал тот факт, что, согласно бюджетному кодексу, финансирование государственного бюджетного учреждения осуществляется посредством выделения из столичного бюджета субсидий. И данное государственное предприятие самостоятельно расходует эти безвозмездные безвозвратные средства. По его словам, решение передать дорожное хозяйство ГБУ «Автомобильные дороги» избавляет город от необходимости проводить конкурсные процедуры, в результате которых город всегда рискует заключить контракт с недобросовестным подрядчиком, которого он вынужден выбирать по единственному критерию — наибольшему снижению цены. Особенно это чувствуется, когда вопрос касается такого сложного и ответственного дела, как уборка дорог в зимний период.
В соответствии с федеральным законом № 94, для работ по содержанию и эксплуатации дорожного хозяйства подрядчик выбирался городскими властями по результатам открытого аукциона. В Зеленограде на протяжении нескольких лет такие аукционы выигрывала одна и та же организация — «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Последний раз контракт на уборку городских улиц и проездов с этой организацией город заключил в декабре прошлого года по результатам аукциона, на котором УДХиБ снизило стартовую цену со 189 000 000 до 179 000 000 рублей, то есть, практически, на 10 миллионов.
Упомянутый федеральный закон № 94, регулирующий проведение закупочных мероприятий для государственных и муниципальных структур, вызывал неоднократные нарекания со стороны окружных чиновников и руководителей. Как правило, главным аргументом его противников был риск прихода в город посредством такого аукциона недобросовестных подрядчиков. Следует заметить, что у местных властей имеется много способов свести подобный риск к нулю. Например, многие государственные контракты содержат достаточно жесткие требования к кандидату — по срокам оплаты, по приёму работ, по гарантийным обязательствам и т. д. Более того, у заказчика, организующего торги, всегда есть возможность сделать это так, чтобы не допустить даже к участию в них компании со стороны. Как правило, главными конкурентами, ведущими борьбу за контракт, являются местные ООО, отпочковавшиеся от одной и той же организации. Так было, например, в Зеленограде.
Подрядчик по контракту на обслуживание дорог отвечает также за содержание так называемого дорожного хозяйства. В эту категорию входят прилегающие к дорогам газонные части тротуаров, различные дорожные знаки, пешеходные переходы и ограждения, светофоры и проч. ГБУ «Автомобильные дороги» будет осуществлять ремонт и обслуживание дорог и дорожного хозяйства. При этом оно будет выполнять функции подрядчика и заказчика работ одновременно. По словам Сергея Галустова, в составе ГБУ имеется собственная инженерная служба, работают механизаторы и есть вся необходимая для уборки и ремонта дорог техника.
Фактически, новое ГБУ представляет собой реорганизованное УДХиБ, так как в новую организацию должен перейти весь штат дорожных мастеров и механизаторов, а также материально-техническая база предыдущего подрядчика. Плюс новая уборочная техника, которую зеленоградская мэрия намерена дополнительно закупить специально для ГБУ. Таким образом, у нового государственного бюджетного учреждения получается более 200 единиц спецтехники и свыше 500 человек персонала.
Согласно распоряжению префекта от 20.12.11 г. главой ГБУ «Автомобильные дороги» был назначен Андрей Ирклиенко (1973 года рождения, окончил МВКУ дорожных и инженерных войск, а затем МИЭТ со специализацией «Государственное и муниципальное управление», работал в МЧС и различных коммерческих структурах).