На пресс-конференции, которая состоялась в феврале в Петербурге, своё мнение по поводу ситуации, сложившейся в последнее время вокруг управляющих компаний, озвучили генеральный директор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков и генеральный директор «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов. По их мнению, в России в настоящий момент не существует настоящего открытого и прозрачного рынка ЖКХ, нынешнее законодательство в этой области несовершенно и является одной из причин нерентабельности данного бизнеса. А ещё в последнее время значительно усилилось административное давление на управляющие компании.
Сергей Тихонов пожаловался, что у нас в стране в отношения поставщика и потребителя услуг в жилищно-коммунальной сфере вмешиваются третьи лица. Конкретным примером тому могут служить действия администрации Кировского района, по инициативе которой сейчас происходит процесс передачи домов, обслуживавшихся ранее компанией «РЭС ТСВ» в руки государственной управляющей компании. Сергей Тихонов подчёркивает, что отношения между нанимателем и собственниками жилья в многоквартирных домах, и исполнителем (в данном случае управляющей компанией), это их дело. Если возникает конфликт, он касается только этих двух сторон. Недовольные работой УК собственники могут сами поменять подрядчика. По его мнению, качество уборки территории должны оценивать сами жители, а не администрация района.
Глава другой компании, Владислав Воронков, рассказал, что частников с рынка услуг в сфере ЖКХ устраняют, в основном, экономическими методами. К таким методам относятся, например, штрафы, накладываемые на УК, и тарифная политика городских властей. Управляющие компании выплачивают все штрафы из собственных доходов, пояснил Владислав Воронков. А тарифы растут на коммунальные услуги, а не на жилищные, которые, по его словам, и поставляют УК. Этой разницы не понимает большинство населения, считающее, что повышение платы за коммунальные услуги выгодно управляющей компании, которая от этого богатеет. На самом деле, это не так. Большая часть платежей идёт на плату ресурсоснабжающим монополистам (за электричество, газ и т.д.), а не коммунальщикам из УК.
Другим рычагом экономического давления на УК является, по мнению г-на Воронкова, стопроцентная оплата услуг монополистов, за несоблюдение которой монополисты налагают на УК штрафы, пени и т. д., в то время как невозможность платить 100% за ресурс происходит не по вине посредника, которым, по сути, является управляющая компания, а по вине жителей. Многие из которых не вносят своевременной платы или не платят за коммунальные услуги вообще.
Заведующий кафедрой строительства и управления городским хозяйством Академии ЛИМТУ Василий Артемьев объясняет, что даже в благополучных жилых домах неуплата по коммунальным услугам достигает 20%. А спросить с управляющей компании проще, чем с собственника жилья. Хотя бы потому, что собственников много и их сложнее привлечь за неуплату к ответственности. Например, большую проблему представляют собой закрытые квартиры, в которых практически невозможно даже поменять стояки, так как хозяева отсутствуют долгое время.
Ещё одну проблему для нынешней системы ЖКХ представляют попытки встроить управляющие компании в бюрократическую систему, нагружая их всевозможной отчётностью, поручениями и т. д. Руководителей частных компаний обязывают 2-3 раза в неделю тратить время, сидя на заседаниях ГУЖА и местной администрации. Вместо этого продуктивнее было бы потратить его на общение с населением и организацию работ. Вследствие всего перечисленного бизнес в этой сфере часто становится убыточным, жалуется Сергей Тихонов.
Тем не менее, бизнес продолжает пользоваться популярностью, и желающих им завладеть предостаточно. Это может принести ощутимую выгоду за короткий период — например, бизнес захватывается после того как предыдущая УК произвела в подъездах ремонт с заменой оборудования, и следующие пару лет не потребуется больших затрат на поддержание домов в порядке. Далее Сергей Тихонов привёл пример из практики собственной компании «РЭС ТСВ». Его компания в своё время выиграла тендер на обслуживание 80 домов в Петродворце. За год они привели дома в порядок, сделали ремонт. После этого их просто не допустили к конкурсу на следующий год, отобрав, таким образом, контракт на обслуживание уже отремонтированных ими домов, в которые были вложены значительные средства.
Теперь в Кировском районе Петербурга, где компания «РЭС ТСВ» обслуживает проблемный старый фонд, повторяется подобная ситуация. После того, как организацией были отремонтированы и утеплены парадные, очищены от хлама чердаки и подвалы, заизолированы трубы парового отопления и покрашены лестничные клетки, дома снова пытаются у компании отобрать. И это не является сложной задачей для администрации, так как в домах всё ещё много муниципального жилья, находящегося в собственности города. Частную компанию активно стремятся заменить государственной.
Выход из ситуации представители частного бизнеса в сфере ЖКХ видят в изменении некоторых частей законодательства. Однако поправки, вносящиеся в Жилищный кодекс в последние годы, продолжают укреплять контроль государства над деятельностью ТСЖ и управляющих компаний.
Для России в этом вопросе мог бы стать полезным американский опыт, где частным является, в основном, малоэтажное жильё в пригородах и сельской местности. А квартиры в городских многоэтажных домах обычно сдаются в аренду. Такая система решила бы многие проблемы — если есть один хозяин дома, который и получает средства от аренды, компании гораздо проще заключать с ним договоры на обслуживание и вообще заботиться о доме. В России пока таких собственников многоквартирных домов нет, несмотря на то, что аренда с каждым днём пользуется у нас всё большей популярностью. По словам Василия Артемьева, проблему решило бы появление «эффективного собственника», который бы хорошо знал свои права и никому не позволял манипулировать собой.