Недавно закончился интернет-опрос на тему «Качество жилищно-коммунальных услуг», проводившийся по инициативе ульяновского областного правительства. Его результаты показали, что 86% жителей города считают, что в их регионе нет ни одной успешно работающей управляющей компании или ТСЖ. Более того, 68% населения откровенно считают плохими результаты деятельности обслуживающих их управляющих компаний.
Тема опроса, проводимого на сайте областного правительства, является одной из самых актуальных для ульяновцев. Тем не менее, в голосовании приняло участие 132 жителя города. Причины такой низкой активности граждан разные. Прежде всего, это непопулярность официальных интернет-ресурсов местного правительства и, конечно, отсутствие доверия среди населения к любым инициативам, исходящим от чиновников. Но даже эти небольшие цифры весьма показательны.
Прежде всего, они говорят о растущей осведомлённости рядовых граждан в вопросах, касающихся ЖКХ. Среди опрошенных всего 75% жителей знали о форме управления собственным домом. Однако название обслуживающей его управляющей компании знал 91% участников опроса. При этом, согласно опросу, регулярно оплачивают услуги ЖКХ 77% жителей Ульяновска.
Что касается конкретной оценки деятельности «своей» управляющей компании, мнения распределились следующим образом:
довольны деятельностью УК и ставят ей оценку «хорошо» - 5%,
оценили работу УК «на троечку» - 20%,
поставили УК «двойки» - 68%.
Чуть менее половины опрошенных не возражали бы против замены обслуживающей их УК и ТСЖ. Однако большинство сомневается, имеет ли смысл подобная замена. А когда жителей Ульяновска напрямую спросили, могут ли они назвать хотя бы одну управляющую компанию или ТСЖ города, хорошо выполняющую свою работу, 108 человек из 132 ответили отрицательно.
Опрос также показал, какие проблемы в сфере ЖКХ вызывают у большинства наибольшее количество негативных эмоций и нареканий. Ими оказались:
ремонт и содержание жилья – 55%,
проблемы с теплоснабжением – 10%,
уборка придомовых территорий – 7%.
Интересно было узнать, как жители Ульяновска предпочитают отстаивать свои права в спорах по вопросам ЖКХ:
вообще никуда не обращаются, «ибо бесполезно» - 33%,
обращаются непосредственно в УК для решения спорных вопросов – 30%,
предпочитают обращаться в суд – 11%,
жалуются в Государственную жилищную инспекцию – 11%,
остальные обращаются эпизодически в различные инстанции – в СМИ, местную администрацию, Роспотребнадзор и проч.
Последний вопрос опросника предлагал жителям города изложить свои соображения по улучшению работы системы ЖКХ. На этот вопрос только 30% опрошенных ответили в конструктивном духе. В основном люди предлагали усилить контроль за работой коммунальных предприятий, а их руководителей чаще привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, за растрату собираемых с жильцов средств и неисполнение своих обязанностей. Показательно, что многие жители высказались вообще за полную ликвидацию управляющих компаний и передачу ЖКХ обратно в руки государства, как это было в советские времена.