Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О сайте
**

Что будет ждать отрасль в 2012 году

Закончился 2011 год. Пора подвести некоторые итоги и сделать прогнозы на наступивший 2012 год. Сейчас снова говорят о том, что приближается новый виток кризиса, однако жизнь продолжается и хочется поговорить о перспективах развития бизнеса в ближайшее время. Своими мыслями по поводу настоящего и будущего российского рынка клининговых услуг поделились представители ведущих клининговых компаний страны.

Предприятия, представляемые этими специалистами, находятся в разных географических точках, они разные по размерам и условиям труда. Однако между ними есть нечто общее. Это стремление серьёзно проанализировать процессы, происходящие сегодня в этой отрасли, попытаться найти новые подходы к решению проблем и преодолеть экономические трудности настоящего момента. Главная надежда отрасли сегодня — гигантские государственные объекты, постоянно вводимые в эксплуатацию и требующие профессионального качественного обслуживания. Представителей разных клининговых компаний объединяет оптимистический взгляд на будущее отрасли и на перспективы собственного экономического развития.

Елена Литкевич, представляющая компанию «Блеск» из Хабаровска, считает, что развитие рынка клининговых услуг происходит сегодня в большей степени благодаря заказчику, который предъявляет всё более высокие требования к качеству выполняемой клинерами работы. В то же время, повышать оплату их труда он не спешит, стараясь за те же деньги получить более качественную уборку. Многие заказчики сегодня, продолжает она, применяют следующую тактику: заказывают смету на работы у компании только для того, чтобы сравнить её с собственными затратами или с расценками уже работающей на них компании. Иногда случаются даже попытки провести скрытый тендер, чтобы снизить цены у работающей с ними компании.

Что касается самих клининговых компаний, их главная цель сегодня состоит в стремлении заполучить заказчика и подстроиться под него любыми путями. В остальном в их развитии наблюдается некоторый застой. И на первом месте тут кадровые проблемы. Непонятно, что ждать в ближайшем будущем, так как даже предложение достаточно приличной зарплаты не может привлечь в клининговые компании достаточное количество необходимых им кадров. Особенно это касается уборщиц, не желающих выполнять большие объёмы работ. С менеджерами в отрасли тоже проблема – в отличие от ситуации, наблюдавшейся года 3 назад, когда предложения явно превышало спрос, сейчас иногда просто не с кем работать. По мнению Елены Литкевич, сейчас задача клининговых компаний — приучить заказчика к мысли, что современный качественный клининг— это не самое дешевое удовольствие, а высококачественная уборка должна производиться с применением новейших технологий и профессиональных средств.

Генеральный директор компании «Радник Трейд» Николай Косинский подчеркнул, что в ситуации развивающегося кризиса крупные корпорации вроде IBM или «Сити Банк» ведут политику сокращения расходов. Это отражается на отношении к уборке, вводятся разные планы: базовый, бизнес, стандарт и т. д. В то же время, заказчик всегда желает получить самое высокое качество, независимо от того, какой план уборки по его заказу применяется. Кроме того, заказчик часто требует, чтобы его обслуживал российский персонал, а это влечёт дополнительные расходы: оформление по ТК, налоги и проч. Доходит до того, что некоторые заказчики, пользующиеся сегодня аутсорсингом, начинают думать о собственной клининговой службе.

В качестве показательного примера Николай Косинский рассказал о региональной клининговой компании, которая обслуживает предприятия тяжелой промышленности. Фирма начинала свою деятельность с уборки банков и крупных офисов, поэтому имела в своём арсенале европейское оборудование, технику и инвентарь. Сейчас она перешла на отечественные моющие средства и мешковину. Что касается прогноза на 2012 год, то, скорее всего, крупные заказчики, каковыми являются, например, торговые центры, вряд ли откажутся от аутсорсинга и перейдут на собственные клининговые службы. Однако это не означает, что в ближайшее время они готовы платить клинерам больше, поэтому мы и дальше будем иметь в качестве персонала на этих объектах не оформленных по ТК выходцев из восточных республик.

О некоторых итогах работы своего предприятия рассказал журналу «Клининг» директор компании «Уборка 77» Дмитрий Винокуров. Заметив, что никаких кардинальных изменений в деятельности его фирмы в 2011 году не произошло, он проанализировал развитие ситуации на рынке за год и сравнил её с предыдущими годами. Так, с начала 2011 года заказов было, как всегда, немного, чему способствовала ещё и поздняя весна. Ближе к лету рынок оживился, в основном за счёт заказов на мытьё окон.

Ситуацию с объёмом работ летом и осенью 2011 года Дмитрий Винокуров охарактеризовал как более благоприятную, чем в кризисном 2009 году, и практически повторяющую ситуацию 2010 года. В то же время, показателей докризисных 2005-2007 годов достичь не удалось. Следует учитывать, что строительный бум в Москве в те годы обеспечивал клининговым компаниям такие приличные объёмы работ от строительно-ремонтных организаций, что можно было даже не вкладываться в рекламу. Те времена прошли, количество новостроек в Москве значительно сократилось, как и объёмы ввода в эксплуатацию объектов коммерческой недвижимости. Это не могло не привести к сокращению количества заказов на клининг от строителей и к усилению конкурентной борьбы за клиентов между клинерами.

Говоря о перспективах на 2012 год, Дмитрий Винокуров предположил, что конкуренция на рынке услуг и, в частности, в сфере профессионального клининга, будет только расти. Сокращение производства, неизбежное в эпоху кризиса, приведёт к притоку новых человеческих ресурсов в сферу услуг, как к наиболее доступному источнику честного заработка. К обострению конкуренции ведёт также стремление представителей крупного бизнеса вкладывать средства в малый бизнес в условиях кризиса. Всё это может привести не к улучшению, а, наоборот, к ухудшению качества клининговых услуг, так как чрезмерная конкуренция снижает их стоимость. А снижение стоимости услуг неизбежно приведёт к поискам менее квалифицированных, но более дешевых рабочих кадров, на обучение которых уже не будет средств.

Компании станут из экономии уменьшать нормативы, определяющие количество выезжающих на объект работников, в результате чего будут страдать сроки и качество выполняемых работ.

Определённое беспокойство вызывает перспектива введения обязательных платных лицензий СРО, что может оказаться непосильной ношей для бюджетов некоторых клининговых компаний и даже привести их к банкротству. Оптимизм московским клинерам в 2012 году внушает начавшееся стремительное расширение границ Москвы и рост новостроек за пределами МКАД.

Размышляя над итогами прошедшего года, генеральный директор клининговой компании «Мерида Плюс» Павел Полятус, назвал их неопределёнными, как и перспективы на новый 2012 год. Неопределённость 2011-го выражается в некоторой двойственности его итогов. Несмотря на то, что в бизнесе за этот период наблюдался определённый рост, и в конце тоннеля забрезжил свет, остаются сильные опасения, что этот свет может оказаться просто миражом. Самый важный итог – компания и её сотрудники в процессе конкуренции и борьбы с трудностями стали более живучими, более приспособленными к суровой действительности. А это очень важно в обстановке конкурентной борьбы и экономических реалий нашей страны. Позиция клиентов стала более жесткой, они требуют реальной и обоснованной цены за покупаемые ими услуги и товары.

Российский рынок в этом отношении постепенно становится похожим на более развитые рынки, где правит жесткая конкуренция и стремление завоевать любого, даже мелкого, клиента. Главным недостатком у нас остаётся невозможность обеспечить сотрудникам компании адекватную заработную плату и добиться равных условий для всех компаний. Как заметил Павел Полятус, в этом бизнесе ещё хватает недобросовестных игроков, готовых играть на демпинге, сбивая цены и понижая качество услуг, тем самым, понижая репутацию отрасли в целом. Впрочем, весь мир прошёл этап первоначального накопления капитала, лишь по окончании которого, по мнению г-на Полятуса, можно будет говорить о таких понятиях как совесть и мораль. Россия не является в этом смысле исключением.

Далее Павел Полятус выразил надежду, что такие «детские болезни» нашего бизнеса, как стремление любой ценой привлечь клиента, даже если это идёт во вред всему рынку, со временем будут преодолены. Конкретно от 2012 года не стоит ждать каких-то кардинальных изменений ситуации. Скорее всего, продолжится застой в экономике, а это обязательно отразится на потребительском спросе. Отрасли «Индустрия чистоты» по-прежнему не существует, поэтому ожидать каких-то изменений в законодательной базе не приходится, как и в не всегда честных правилах игры. Тем не менее, рынок не стоит на месте, он постепенно растёт и меняется к лучшему.

Несколько иного мнения придерживается генеральный директор ЗАО «Примекс» Юрий Рябичев. С его точки зрения, рынок клининговых услуг в России в настоящий момент стремительно развивается. Ситуация, сложившаяся сегодня в этой отрасли несопоставима с тем, что наблюдалось здесь несколько лет назад. Тем не менее, её потенциал ещё не исчерпан. Российские клининговые компании пока более-менее прочно обосновались в области обслуживания ритейла и офисной недвижимости.

Для сравнения можно вспомнить, что в Западной Европе профессиональная уборка проникла во все сферы жизнедеятельности общества. При этом станет ясно, какие перспективы могут ждать со временем отечественный клининг – освоение промышленных предприятий, медицинских и образовательных учреждений, сферы ЖКХ и многое другое. Таким образом, нашему клинингу есть куда двигаться и развиваться.

Далее Юрий Рябичев отметил значение государственной поддержки в развитии клининговой отрасли и изменение отношения в обществе к профессиональному клинингу – эффективность профессиональной уборки уже не надо никому доказывать. Государство, совместно с Департаментом труда правительства Москвы, оказывает финансовую поддержку, например, проектам по созданию рабочих мест для молодёжи, а Департамент образования финансирует подготовку кадров для клининговых компаний. Предпосылки таких взаимоотношений создаются по всей стране.

Немаловажную роль в развитии отрасли, по мнению Юрия Рябичева, играет разработка нормативов для регулирования деятельности клининговых компаний, объективной оценки их квалификации и добропорядочности. Заказчик имеет право знать, насколько качественные услуги он приобретает, насколько надёжна и профессиональна компания, к которой он обратился. Объективную оценку компании в данном случае может дать только соответствующий профессиональный сертифицирующий орган, и такая оценка должна стать пропуском клининговой компании к участию в крупных аукционах, тендерах и торгах. Грядущее вступление России в ВТО может привести к сертификации в клининговой отрасли по международным стандартам, а это откроет отечественный рынок иностранным компаниям. Поэтому в наших интересах как можно быстрее создать систему, поддерживающую российских операторов.

Об итогах работы своей фирмы в 2011 году рассказал заместитель начальника производственного отдела компании «Столица-Клининг Груп» Дмитрий Цапин. По его мнению, прошедший год можно считать удачным для клининговой отрасли. В течение года наблюдалось устойчивое развитие компании – были выиграны важные тендеры в нефтегазовом секторе, компания обслуживала после ремонта Большой Театр. За истекший период были найдены надёжные поставщики, обеспечивающие компании качественную и бесперебойную работу. Дмитрий Цапин выразил надежду на дальнейшее развитие в 2012 году этого взаимовыгодного сотрудничества.

В планы на 2012 год входит расширение представительства компании в регионах, выход на новые для неё сегменты клинингового бизнеса, заключение ряда крупных долгосрочных контрактов с несколькими корпоративными клиентами. В то же время, не стоит забывать о кризисе, который вносит в планы свои коррективы – оптимизацию бизнес процессов, поиск оригинальных методов привлечения клиентов и новых ниш, ранее не использовавшихся, поиск подходящего персонала по адекватной цене. В наступившем 2012 году мир ждёт дальнейшее углубление кризиса, конца которому не предвидится. Не исключено, что он, наоборот, будет только углубляться. В таких условиях человечеству придётся перестраивать свои экономические и прочие отношения с учётом новых реалий. Успех ждёт только те компании, в которых сплоченные группы профессионалов смогут находить новые решения старых проблем и находить новые объекты приложения своих усилий. Победа ждёт самых умных, дерзких и креативных.
© Uborka.su, 2012-01-30

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...