Занесённые снегом улицы Твери в прошлом году чуть не привели к введению чрезвычайного положения в городе. Снег с городских территорий убирался крайне редко и некачественно, если убирался вообще. Такая ситуация породила массу вопросов по поводу расходования средств, выделяемых городским бюджетом на содержание и обслуживание улиц города.
Поэтому в нынешнем сезоне ситуация с уборкой снега в Твери взята под контроль городскими властями. Качество уборки в этом году немного улучшилось, но работа коммунальщиков по-прежнему продолжает вызывать массу нареканий. Наибольшее количество критики выпало на долю МУП «ЖЭК», которое отвечает за расчистку от снега городских магистралей и под эти задачи недавно получило новую технику.
Однако директор МПУ «ЖЭК» М. Леоферов опроверг эти сведения, объяснив, что организация является в настоящий момент всего лишь субподрядчиком и напрямую за содержание городских улиц не отвечает. Как сообщил далее Михаил Леоферов, МПУ «ЖЭК» не имело в своё время возможности участвовать в тендере на содержание магистралей города.
Дело в том, что взнос, дающий право на участие в аукционе составлял 25 миллионов рублей. Таких денег у компании не было, а в предоставлении кредита банки предприятию отказали. Выиграла тендер на уборку магистральных дорог другая компания – ТДЭУ (Тверское дорожное эксплуатационное управление). А МПУ «ЖЭК», в свою очередь, заключила с ТДЭУ договор субподряда на указанные работы.
В настоящий момент сложилась непростая ситуация – официально отвечает за содержание дорог частное предприятие ТДЭУ, которое фактически уборкой не занимается, а некачественные работы по уборке снега производят работники МПУ «ЖЭК», которое за состояние дорог по закону ответственности не несёт. Директор ТДЭУ Вячеслав Лекомцев прокомментировал ситуацию следующим образом. По его словам проблема сегодня заключается не только в некачественных работах, но и в сложной ситуации с контрактом, в которой находится компания-подрядчик.
ТДЭУ выиграло упомянутый тендер 26 декабря 2011 года, и должно было заключить с городской администрацией контракт на уборку городских магистралей Твери на три года. Однако вслед за этим сити-менеджер Толоко был отправлен в отставку, а результаты проводимого им конкурса были аннулированы. В итоге, сейчас компания ТДЭУ оказалась в подвешенном состоянии, так как уже взяла в банке кредит под долгосрочный контракт. На этот кредит планировалось, в частности, взять в лизинг необходимую технику.
Депутат городской Думы г. Тверь Сергей Делаков заявил, что город не желает, чтобы на технике, закупленной на средства из городского бюджета для муниципального предприятия МУП «ЖЗК», наживались частные подрядчики. Поэтому, при принятии бюджета на ближайшие три года, депутатами городской Думы был поставлен под сомнение заключенный городской администрацией трёхлетний контракт с частной фирмой на содержание дорог, так как он был заключён ещё до принятия бюджета. К тому же в контракте фигурировали очень значительные суммы – сотни миллионов рублей.
По мнению депутатов, подобная долгосрочность выглядела подозрительно. Контрольно-счётная палата городской Думы порекомендовала администрации пересмотреть сроки контрактов и заключать их поквартально. Таким образом, условия контракта были изменены, но это не привело, по мнению депутата, к существенному сокращению выделяемых средств. Решение депутатов городской Думы вызвало, в свою очередь, неоднозначную реакцию городской администрации.
Комментируя ситуацию с подрядом на уборку городских магистралей, глава Управления благоустройства города и дорожного хозяйства тверской администрации Дмитрий Симаков заявил, что статью финансирования на содержание дорог депутаты гордумы всё же значительно сократили при утверждении бюджета. В результате, придётся заключать договор с подрядчиком всего на три зимних месяца или не заключать его вообще. В любом случае, позднее придётся снова проводить предусмотренные законодательством торги.
Рассматривая сложившуюся в городе ситуацию, складывается впечатление, что она давно вышла из-под контроля местной администрации и депутатов. Проблемы коснулись не только состояния городских магистралей. В последнее время всё больше стратегических направлений развития города оказывается в руках частников. Муниципальные организации давно уже не контролируют такие сферы как общественный транспорт, энергетика, водоснабжение. Теперь и содержание дорог перешло под контроль коммерческой организации. При этом в городе огромное количество муниципальных предприятий, явно не выполняющих своих функций.