Несмотря на то, что работы по ремонту и содержанию улиц Москвы было решено передать в руки госпредприятий, префектура города не в состоянии закупить всю необходимую технику в срок. В связи с этим, передача полномочий по уборке и ремонту городских улиц государственным организациям откладывается, а городские власти по-прежнему вынуждены подписывать контракты на эти работы с частными организациями.
Созданные для этой цели бюджетные организации «Автомобильные дороги», которые будут осуществлять уборку и текущий ремонт московских улиц, должны были приступить к своим обязанностям 01.01.12. Для начала предполагалось передать «Автомобильным дорогам» обслуживание третьей части окружных дорог города. Кроме того, при необходимости, эти бюджетные организации должны были оказывать помощь частным компаниям в проведении уборки снега. Государственные организации, в отличие от частников, освобождаются от необходимости участия в тендерах по уборке улиц. Однако к концу года стало известно, что большинство префектур города всё-таки не готовы к 1 января 2012 года выпустить на улицы Москвы бюджетников, поэтому московские власти по-прежнему нуждаются в услугах частников.
Глава пресс-службы ЦАО Москвы П. Большунов сообщил, что поставки необходимой для работы госпредприятия техники только начались. Исходя из сложившейся ситуации, можно предположить, что приступить к работе в центре Москвы ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» сможет не ранее 16 апреля следующего года. Другие округа столицы, судя по всему, получат необходимую технику ещё позднее: 191 машина поступит в Северный округ города только в мае 2012 года, а приступить к полноценной работе предприятие «Автомобильные дороги СО», которому предполагается поручить обслуживание 30% окружных магистралей округа, сможет лишь в июле.
Исключением стала ситуация в Юго-Восточном округе столицы. Здесь муниципальные власти объявили о готовности вывести на улицы новую уборочную технику согласно графику - 1 января 2012. По словам главы префектуры округа, государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги ЮВАО» получило в настоящий момент на вооружение пока только 30 машин, которые готовы приступить к уборке 20% улиц на вверенной им территории. Однако к лету следующего года фронт работ будет значительно увеличен. На создание этой структуры до конца текущего года ЮВАО Москвы было выделено 250 млн руб.
Напомним, что решение о создании во всех округах бюджетных учреждений, ответственных за чистоту на улицах города, было принято московским правительством ещё в августе 2011 года. Госучреждениям предполагалось передать на обслуживание порядка 30% московских улиц. Остальная часть по-прежнему оставалась в руках коммерческих структур, выигравших тендер на производство данных работ. Госпредприятия от участия в тендерах освобождались. В случае возникновения экстренных ситуаций (например, сильного снегопада) предполагалось использовать силы бюджетных учреждений «Автомобильные дороги» в помощь частным предприятиям, не справляющимся с ситуацией на улицах столицы.
Как заявил недавно Андрей Цыбин, руководитель департамента ЖКХ при московском правительстве, этой зимой, в случае сильных снегопадов, сроки уборки снега с московских улиц коммунальными службами сократятся с пяти до двух суток. Для этой цели городскими властями в этом году было дополнительно заказано 2600 единиц техники. Однако, как показала практика, оперативно доставить всю технику на места до конца текущего года не удалось. Московские власти никак не комментируют причины сложившейся ситуации.
Своё мнение по поводу данного решения московских властей высказал доцент МАДИ Юрий Васильев. Эксперт считает идею передачи ответственности за содержание городских территорий государственным организациям позитивной. Кроме того, отсутствие необходимости для госучреждений участвовать в тендерах приведёт к улучшению качества дорожных работ, так как тендеры часто выигрывает не лучший исполнитель, а тот, кто предлагает более низкие цены, что не может не отражаться на качестве выполняемых им работ.
Существует и другое мнение. Кирилл Кабанов, возглавляющий российский Антикоррупционный комитет, считает принятие московскими властями решения о создании государственных учреждений для уборки улиц вынужденной мерой, призванной скорее положить конец коррупции в этой сфере, чем улучшить качество работ. При существующем порядке очень сложно отслеживать движение средств, направляемых в различные коммерческие структуры. В результате, порядка 60% бюджета, выделенного на ремонт и содержание дорог, исчезает в неизвестном направлении. С бюджетными организациями, подотчётными московской Контрольно-счётной палате, дело обстоит проще – их значительно легче контролировать. Впрочем, если учесть тот факт, что проблемы с уборкой снега в столице стоят не так остро, как в регионах, департамент ЖКХ имеет право на эксперименты в данной области.
Александр Сычёв, директор московского НИИ дорожного хозяйства и транспорта, ещё более категоричен. По его мнению, тендеры на проведение таких работ как уборка улиц или ремонт дорожного покрытия вообще неуместны, как неуместны были бы тендеры на работу пожарных или полиции. Чистка снега – исключительно забота городских властей и, соответственно, бюджетных организаций города. Более того, Александр Сычёв считает, что ответственным за содержание городских улиц должен быть кто-то один – либо коммерческие структуры, для которых проводятся тендеры, либо госпредприятия, подчиняющиеся непосредственно городским властям. Это две различных системы, и лучше их не смешивать.