Многие годы своей жизни люди чему-либо учатся: сначала ходить, потом разговаривать, писать и читать, потом жить и работать. Опыт работы передается из одного поколения в другое: отцы учат детей, внуков, потом правнуков. Люди из провинций шли в большие города для того, чтобы обучиться ремеслу, днем и ночью работали, копили деньги на обучение. Ведь всем было понятно, что профессиональный работник заслужит славу, обеспечит будущее не только себе, но и своим потомкам. Однако, оглядываясь на индустрию клининга, задаешься большим количеством вопросов: А кто тут учится? Кому нужно это обучение? Ведь не нужно быть очень умным, чтобы в торговом зале или офисе стало чисто. Достаточно просто открыть ИП или ООО, купить тряпку, ведро, пылесос и швабру… Если где-то грязно, то можно почистить специальным средством, заляпанные стекла протереть спиртом, полы – «Ариэлем» и мокрой тряпкой. Не правда ли, красиво? Что же это люди сошли с ума, начали обучать хозяек, говорить о каком-то Ph какой-то жесткости воды, системах, оборудовании заграничном. Кому и для чего нужно все это?
А если говорить серьезно, то, многие специалисты в области клининга, глядя на все это чуть не плачут. Почему? Приведем пример. Мне звонят ранним утром, когда нормальные люди еще спят, и задают вопрос: «Скажите, пожалуйста, где в вашем городе можно купить профессиональное оборудование, а то я уже приехала, и хочу купить, и не только оборудование, а все, и ведра, и швабры». Конечно, я, как порядочный человек, начинаю намекать, что сейчас раннее утро, и офисы не работают, но абонент мой слышит только явки и пароли по клинингу. Начинаю расспрашивать, какое именно оборудование нужно, для какой области. Однако, по ответу собеседника я понимаю, что все «трудно». Он отучился на специальных курсах от центра занятости, даже получил от государства средства для открытия клининговой фирмы. И теперь эти средства нужно срочно потратить, купить все для работы, так как государство не дает деньги просто так, нужно по расходам отчитываться. И я осторожно предлагаю своему абоненту поискать какую-нибудь информацию о рынке, пообщаться с профессионалами. Но мне в ответ говорят, что не сейчас, обучение стоит дорого, в бизнес-плане этого пункта не было. И снова спрашивают адрес офиса, где можно купить оборудование. Не стану пересказывать вам весь разговор. Вспоминается киножурнал под названием «Фитиль», популярный в советское время.
Так что, уважаемые бизнес-тренеры рынка клининговых услуг, то, что вы проводите мастер-классы, рисуете схемы, рапортуете о многочисленных учебных центрах, выезжаете в далекие города, оказывается, вовсе никому не нужно. Все клинеры обучены на собственном опыте, методом проб и ошибок. А если им нужна информация, касающаяся технологических процессов, то они по телефону вам позвонят или напишут сообщение. Поэтому не стоит тратить здоровье, время и нервы на то, чтобы доказать всем, что обучение – вещь необходимая, и тем более – что оно стоит денег. Зачем руководителям компаний тратить деньги, самим повышать квалификацию и проходить обучение, если можно посетить специальные выставки, посмотреть бесплатные презентации и достаточно. Вот и возникает вопрос: обучение – зачем это, что это, и нужно ли оно?