Компания Discovery Research Group провела исследование российского рынка клининговых услуг и оценила его в 1 млрд долларов. Только в Санкт-Петербурге зарегистрировано две с лишним сотни клининговых компаний, две трети рынка занимают 10-15 крупнейших. Основные клиенты этих компаний – бизнес-центры, 75% из которых предпочитают работать с лидерами рынка. Аутсайдерами среди заказчиков клининговых услуг являются медицинские и образовательные учреждения, организации из сферы ЖКХ. 80% рынка приходится на офисные центры и другие объекты коммерческой недвижимости. Услугами клининговых компаний пользуются также многие крупные компании, государственные организации, например, аэропорты, вокзалы, метрополитен.
Специалисты отмечают, что в отрасли наметился новый тренд – «зеленый клининг» (Green cleaning). Развитие это направление началось с европейских стран, но и в России в последние годы набирает всё больше популярности. В его основе лежит стремление заботиться об экологической безопасности и использовать щадящие технологии и средства для мытья и уборки.
Рентабельность бизнеса в целом оценивается в 20-25%, при этом рынку есть, куда развиваться и его потенциал достаточно высок.
"Однако проблема состоит в позиционировании", - комментирует ситуацию Алена Цыганкова, генеральный директор УК "Город Чистоты". По ее словам, у представителей бизнеса, особенно малого, складывается превратное мнение о дороговизне клининговых услуг. "Потребитель не всегда понимает, за что он платит деньги, и ему кажется, что один единственный уборщик, которого он возьмет в штат за 15 тыс руб в месяц, обойдется дешевле, чем клининговые услуги на аутсорсинге. При этом не учитывается, что штатному сотруднику необходимо оплачивать отпуск, больничный, и искать ему замену в случае его не выхода на работу. Налоги, премии, затраты на непрофессиональные чистящие средства – это все деньги, которые можно сэкономить. От санитарного состояния, например, ресторана, зависит его успех. Вы доверяете ведение бухгалтерии только профессионалам, так зачем же оставлять техническое состояние объекта на откуп дилетантам", - говорит она.
"Мы открывали нашу компанию в 2005 году. Хочу отметить, что за 6 лет рынок профессионального клининга стал более сформированным, но о цивилизованном ведении бизнеса говорить рано даже сейчас. Демпингующие игроки, заведомо распределенные роли на тендерах – все это не облегчает работу, но с другой стороны, подобные проблемы встречаются во всех отраслях бизнеса. В России вообще весьма своеобразная политика ведения дел", - заключает Алена Цыганкова.