С приходом весны хозяйки обычно берутся за швабры и тряпки, моют, чистят, убирают, чтобы обновить потускневшую за зиму квартиру. У компаний те же заботы, но только уборщиц не напасешься, и приходится прибегать к услугам профессионалов чистоты - клининговых компаний. О том, как развивается этот новый бизнес, нашему корреспонденту рассказала генеральный директор Международной ассоциации компаний индустрии чистоты Маргарита Авдеева.
- Каков объем рынка клининговых услуг в России и в мире? Какова структура рынка по видам услуг?
- Ответить на этот вопрос крайне сложно ввиду отсутствия достоверных источников информации - как западных, так и российских, так как исследования рынка клининга проводятся довольно редко и носят поверхностный характер. Например, крупнейшая трансконтинентальная компания ISS определяет свой оборот за 2010 г. в 7,5 миллиарда евро. Но в этой компании работают 520 000 человек. В России же эта компания представлена на рынке очень слабо. Но наряду с такими монстрами, как ISS, существуют еще десятки тысяч средних и мелких компаний, обороты которых просто неизвестны. Так что об объемах рынка клининга в мире можно только догадываться. В России же есть несколько крупных игроков. В среднем оборот таких компаний может доходить до 50-100 млн евро в год. Так что соотношение сил клининга в России и Европе просто несоизмеримо.
Самые распространенные услуги как на Западе, так и в России это ежедневное обслуживание объектов коммерческой недвижимости, различные виды специализированных работ (химическая чистка ковролина, мягкой мебели, полировка каменных полов и т.д.), уборка прилегающих территорий, вывоз снега и мусора, поставка гигиенических материалов и предоставление персонала.
- Когда зародился российский рынок клининга и насколько он развит сегодня?
- До начала 90-х годов ХХ века, когда в России стали появляться первые компании по уборке помещений, индустрии чистоты практически не существовало. Хотя в странах Запада данная отрасль развивается уже более века. В то время в нашей стране работало всего несколько десятков разрозненных компаний, оказывающих преимущественно разовую уборку жилых помещений (на тот момент в России еще не было рынка коммерческой недвижимости как таковой). Зарождение отрасли началось с Москвы и Санкт-Петербурга. Одними из первых на этом рынке появились такие компании, как "Примекс", "Ольва", "Ирис", "Каскад", "Ронова". Среди постоянных заказчиков появились такие имена, как "ЮКОС", банк "МЕНАТЕП", гостиница "Метрополь".
К 1996 году крупные клининговые компании стали отказываться от уборки жилых помещений, полностью переместившись в сегмент коммерческой недвижимости, который становился все более привлекательным.
Вплоть до начала "нулевых" клининг считался в России услугой класса люкс, востребованной в основном только представительствами зарубежных компаний, пытавшихся организовать свой бизнес в России по западному образцу, то есть с выводом вспомогательных функций на аутсорсинг. Бурный рост отрасли начался примерно с 2002 года, когда был сделан первый шаг в попытке действенного регулирования клининговой отрасли, а именно разработан и принят ГОСТ "Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические требования". В целом по России к 2004 году работало около 500 фирм с общим оборотом 300 млн долл. В 2007 году, по оценкам специалистов, оборот достиг 400 млн долл. в Москве, в Санкт-Петербурге - 210 млн.
Своему распространению клининг обязан ритейлу: именно он сделал эти услуги такими популярными. Когда ритейлеры поняли, что уборку своих объектов можно передавать на аутсорсинг и что это не повлечет резкого увеличения расходов.
В 2009 году объем российского рынка клининга увеличился на 20% по сравнению с 2008 годом. Но ввод новых объектов недвижимости в 2009 году резко сократился в связи с экономическим кризисом. Поэтому рост в клининговой индустрии носил скорее инерционный характер: компании в основном приступали к обслуживанию новых комплексов, контракты по которым были подписаны уже давно.
Эксперты не исключают, что падение спроса на услуги клинеров продлится не менее пяти лет. Средняя цена клинингового контракта упала с начала кризиса на 10-20%. При этом многие заказчики вычеркнули из списка значительную часть услуг.
- Что нужно, чтобы создать клининговую компанию?
- Для создания клининговой компании прежде всего нужен персонал, желательно с опытом работы в крупных российских уборочных компаниях. Это те люди, которые будут организовывать бизнес с нуля: специалисты по организации услуг на объектах, опытные исполнители, продавцы и т.д. Многие компании начинали свою деятельность при помощи так называемого "почкования". Но это мировая практика. Покупка уборочного оборудования и моющих средств не представляет особого труда, но также требуются знания относительно преимуществ и недостатков тех или иных брендов. Прибыльность бизнеса в России по сравнению с Европой (3-5%) выше. Компании работают в основном с прибылью в 10-15%.
- Сколько компаний сейчас работает на российском рынке? Есть ли явные лидеры?
- По грубым оценкам - более 1000 по России. Это, конечно же, очень мало по сравнению с Европой, где клининг очень развит и численность компаний превышает российскую в тысячи раз. На российском рынке активно работают не более 10 компаний. Все они относительно крупные. Численность персонала каждой из этих компаний превышает 5000 человек.
- Какие тенденции определяют дальнейшее развитие рынка?
- Покупка действующих операторов крупными западными компаниями. Эта тенденция будет набирать обороты. Причиной тому послужили стабилизация и рост клинингового рынка до уровня интересного для иностранных компаний, бурное развитие торговых сетей, рост покупательской способности населения, рост интереса к аутсорсингу.
Развитие филиальной сети в регионах России и странах СНГ крупных операторов, работающих на московском рынке, а также продажа франшиз. Расширение бизнеса за счет сопутствующей деятельности, например: продажи уборочного оборудования, инвентаря и расходных материалов; консалтинга и профессионального обучения; разработки и производства инвентаря и моющих средств; эксплуатации недвижимости; кейтеринга; химической чистки и т.д. Наблюдается также тенденция расширения спектра услуг, то есть помимо исключительно уборочных работ осуществление еще и спецработ. Среди них установка систем грязезащиты, сервис сменных грязезащитных ковров, восстановление и уход за поверхностями из камня, озеленение, фитодизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство территории и многое другое.