Для России клининг – профессиональная уборка силами специализированных компаний – ещё малознакомая отрасль экономики, хотя в западных странах она существует уже более ста лет.
Потребность в подобного рода услугах всё более востребована, что связано с активным ростом коммерческой недвижимости, развитием строительной индустрии, укрупнением городов. Хотя сам российский рынок клининга только формируется.
Индустрия уборки жилых, медицинских, образовательных и других общественных зданий, обеспечивающая комфортную и безопасную среду обитания, включает в себя также применение инновационных проектов, создание сложного оборудования, развитие технологий по изготовлению новых химических и биологических препаратов и т.д.
Практически во всех развитых странах действует отлаженная система сертификации данных товаров и услуг. Например, в Германии её правовой базой служат законы в области охраны здоровья и жизни населения, защиты окружающей среды, безопасности труда, экономии ресурсов, об ответственности за изготовление недоброкачественной продукции.
В России же существует только закон о техническом регламенте и большое количество различных сертификатов, которые не могут должным образом обеспечить качество предоставляемых услуг. При этом отсутствуют какие-либо технические регламенты, национальные стандарты, санитарные нормы и правила, содержащие требования непосредственно к уборке. Например, федеральным законом о госзакупках работы и услуги, предоставляемые для государственных и муниципальных нужд, определяются на основании конкурса, где основным критерием является цена этих услуг, но практически отсутствуют показатели качества их выполнения.
Клининговая деятельность у нас ещё не вышла на должный уровень своего развития, она неравномерно представлена по регионам. Наиболее широкое распространение она нашла в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Татарстане, Московской, Калининградской областях.
Продвижение клининга сдерживается рядом нерешённых проблем: отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей правила и требования к данному виду услуг, их слабым развитием в регионах.
На мой взгляд, эффективной формой государственного регулирования клининговой деятельности может стать объединение компаний, занятых в данной сфере, в саморегулируемые организации с установлением единых стандартов и требований к содержанию и качеству работ и услуг, что позволит осуществлять определённый контроль.
Развитие клининга в нашей стране позволит обеспечить экологическую безопасность. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции развития отрасли, согласно которой стратегической целью является создание в стране «технологичной и эффективной индустрии клининга, обеспечивающей безопасность среды обитания человека и гарантирующей ему высокое качество жизни за счёт поддержания чистоты на основе применения инновационных технологий и методов развития».