В этом году правительство пошло на беспрецедентный шаг, выставив всю информацию о государственных закупках, производимых как федеральным центром, так и регионами, в открытый доступ в Интернет. Небывалой, неслыханной доселе прозрачности сделок удалось добиться благодаря жёсткой позиции президента страны, призвавшего раз и навсегда навести порядок в сфере госзакупок. Глава Минфина Алексей Кудрин озвучил цену вопроса: «маржа» тех, кто стрижёт купоны при помощи завышения стоимости госзаказов, составила астрономическую сумму в 1 трлн рублей. Кудрин, правда, оговорился, что относится к этой цифре «осторожно». Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, какова эта сумма на самом деле.
Общественные организации теперь получили возможность отслеживать сделки. И выяснилось, что зачастую объявленная стоимость заказов в десятки раз превышает реальную. А разницу «пилят» между собой те, кто объявляет конкурс, и те, кто берётся выполнить заказ. При госзакупках, как правило, завышают и стоимость товаров, и стоимость выполняемых работ, причём если с товарами всё более-менее понятно и вскрыть завышение их стоимости не составляет труда, то со стоимостью работ всё значительно сложнее. Тем не менее генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил, что до конца этого года особые прокурорские проверки будут проведены по каждому подозрительному случаю. Вопрос лишь в том, хватит ли у правоохранителей человеческих ресурсов, чтобы проверить каждый сомнительный госзаказ?
[quote]…сегодня на рынке госзакупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 трлн рублей ежегодно. И каждый год заключается порядка 10 млн (!) контрактов. Попробуй проверь!<!--QuoteEnd--><!--QuoteEEnd-->
Сразу оговоримся: в открытый доступ попали далеко не все данные о госзаказах. Закрыта значительная часть информации о госзакупках в сфере вооружений, особых средств связи и прочих товаров оборонного или смешанного назначения. Нет данных и о ряде закупок, осуществляемых в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. Независимые эксперты, мониторящие портал госзакупок, предположили, что если и эти данные откроют, сумма триллионной «маржи» может вырасти в два – два с половиной раза! Вот только вряд ли эти данные в ближайшее время станут достоянием широкой общественности. Но так считают скептики, к которым не принадлежит вице-премьер Алексей Кудрин.
На пресс-конференции по итогам Красноярского экономического форума, прошедшего на минувшей неделе, Кудрин выразил признательность блогерам и представителям неправительственных структур, которые изучают портал госзакупок: «Я благодарен общественным организациям и добровольцам, которые проводят такую ревизию. Я постоянно их читаю и нахожу интересные вещи даже у себя в министерстве». «Я осторожно отношусь к цифре триллион рублей, не всё это подходит под категорию «разворовывание», – пояснил вице-премьер. – Значительную часть сомнительных закупок ни юридически, ни фактически нельзя определить как воровство. В Счётной палате их обычно определяют как нецелевое использование средств». Кудрин пообещал, что в ближайшее время в открытом доступе появится информация абсолютно обо всех госзакупках, даже оборонного свойства.
Ещё дальше пошёл генпрокурор Юрий Чайка, обещавший проверить каждую сделку, осуществлённую в рамках госзаказа, на наличие коррупционной составляющей. По данным начальника Контрольного управления главы государства Константина Чуйченко, сегодня на рынке госзакупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 трлн рублей ежегодно. И каждый год заключается порядка 10 млн (!) контрактов. Попробуй проверь! Разве что на помощь прокурорским работникам привлекут широкую общественность, как делалось во времена СССР.
Раздолье для нарушений тем, кто имеет доступ к госзаказам, поистине фантастическое. Причём выгоднее всего снимать «маржу» с небольших на первый взгляд сделок. Во-первых, они привлекают меньше внимания, чем многомиллионные контракты, а во-вторых, по таким сделкам значительно проще отчитаться. Скажем, правительство Хабаровского края размещает заказ на изготовление рамок для почётных грамот и благодарностей. Нужно 625 рамок, а начальная цена контракта составляет 500 тыс. рублей. Выходит по 800 рублей за рамку. Нехитрый поиск в Интернете позволяет установить, сколько стоит такая рамочка в розничной торговле: скажем, одна из компаний отпускает таковые в розницу по цене от 74 до 136 рублей. Теперь считаем «маржу»: самые дорогие рамочки обойдутся порядка 85 тыс. рублей, ещё доставка, упаковка, туда-сюда – пусть 100 тыс. за всё про всё. 400 тыс. таким образом могут «пойти на ум». Нет, вполне возможно, что вместо предусмотренной в прайс-листе позолоты будет использована какая-то особенная отделка и стоимость рамочек возрастёт пятикратно… Но кто это будет проверять?
С услугами такая же ситуация: Минздравсоцразвития России разместило заказ на «оказание услуг по влажной уборке помещений» стоимостью 9 млн рублей. Спросите уборщицу-профессионалку, за сколько денег она с несколькими подругами готова перемыть всё здание? Выйдет вчетверо дешевле.
А сколько курьёзов почище рамочек для похвальных грамот и заказов на влажную уборку можно найти в сведениях о госзаказах на сайте zakupki.gov.ru! Росгосцирку срочно понадобился детёныш шимпанзе. И они разместили заявку стоимостью 5 млн рублей – 5 млн за крохотную обезьянку! Из США такую вам привезут за 1,5–2 тыс. долларов, а из Камеруна – всего за 400–500.
Два года назад экономисты из Высшей школы экономики под руководством Андрея Яковлева и при участии специалистов Федеральной антимонопольной службы провели масштабное исследование «Система госзакупок: на пути к новому качеству», охватившее порядка 1 тыс. предприятий, участвующих в мероприятиях с госзаказом. На сегодняшний день это самый впечатляющий научный проект, в рамках которого изучались государственные поставки. Так вот, согласно данным учёных из ВШЭ, доля предприятий, считающих «откаты» при госзакупках, с 2005 по 2009 год увеличилась с 34 до 39,5%. Причём представители фирм, участвующих в госзакупках, считают, что изменения в законодательстве привели главным образом к усложнению процедур для участия в конкурсах и росту издержек этого участия. Расширились и возможности демпинга со стороны недобросовестных поставщиков. Больше всего завышались цены контрактов при закупках научных исследований и строительном проектировании.
Эксперты ВШЭ сделали вывод: имеющийся закон о госзакупках недостаточно совершенен и позволяет обогащаться «сомнительным вороватым субъектам, не пропускающим любую возможность украсть». Пока в нём имеется только один плюс: именно он сделал госзакупки публичным фактом. Правда, это не привело ни к отставкам чиновников, ни к отменам конкурсов. В целом же нынешний порядок госзакупок неплохо приспособлен для приобретения простых, стандартных товаров и рутинных услуг, но, как только речь заходит о сложной закупке, для оценки результата которой нужна профессиональная экспертиза, а результат заранее неизвестен (архитектурный или исследовательский проект, консультационные услуги и т.д.), система пробуксовывает.
Вице-премьер Алексей Кудрин не случайно отметил высокую эффективность деятельности представителей отечественных общественных организаций в деле отслеживания обоснованности бюджетных трат в рамках госзаказа. Практика показала, что при имеющемся не слишком эффективном законодательстве именно широкая общественность – независимые юристы, журналисты и блогеры – может бороться с попытками нарушить закон, помогая тем самым правоохранительным органам. Ведь зачастую достаточно лишь публично сообщить о готовящемся нарушении, чтобы напугать алчных чиновников и заставить их отказаться от получения выгоды.