Казалось бы, что может быть проще, чем уборка: знай себе маши нехитрым устройством по сторонам. Да, это может быть утомительно, но ведь не сложно! А между тем труд специалиста клининговых услуг (именно так называются сегодня уборщики) – весьма трудоёмок и заслуживает, по крайней мере, уважения.
Мы стоим в крупном торговом центре. Вокруг нас снуют люди. Со мной рядом сотрудник крупной клининговой компании «Ронова Клининг», - менеджер объекта Светлана. В торговом центре, где мы встретились, работают сотрудники компании, говоря современным языком, операторы профессиональной уборки (слова «уборщик» и «уборщица» в индустрии клининга практически не используются).
ЕКУ, мопы, экстракторы и прочая терминология
Перед тем как получить профессиональную консультацию по клинингу, я прошлась по зданию, чтобы, так сказать, инкогнито посмотреть на работу операторов профессионального клининга (всё-таки для краткости я буду называть их по старинке уборщиками). Несмотря на то, что нигде в поле их зрения не было их непосредственного начальства, увиденные мной уборщики, работали, не разгибая спины, равномерными и профессиональными движениями орудуя разным инвентарём.
С инвентаря и начался наш разговор со Светланой.
- В своей работе мы используем мопы – самовыжимающиеся швабры, тележки, в которых стоят вёдра с отжимами, свепы – что-то вроде лохматой тряпки, надетой на палку, салфетки из микрофибры для пыли, шпатели, поломоечные машины, машины для чистки ковров - кемстракторы.
Профессиональная уборка делится на ежедневную комплексную уборку (ЕКУ) – уборка и мытьё полов, вытирание пыли, протирка блестящих поверхностей и т.д., - и специальные уборочные мероприятия, которые проводятся с определённой регулярностью, например, раз в год, раз в месяц, – мойка окон, химчистка ковров, вывоз мусора и снега, размывка и полировка твёрдых полов и нанесение на них специальных средств. Регулярность и режим проведения уборочных работ заранее согласуется с заказчиком при составлении договора. Например, в бизнес-центрах и офисах обычно утром и вечером проводится ежедневная комплексная уборка, а в течение дня – поддерживающая: уборщики выносят мусор и проводят влажную уборку коридоров и туалетов, раз в месяц – размывка полов, химчистка коврового покрытия.
Процесс профессиональной уборки организован так. Сначала уборщик сметает сухим свепом мелкий мусор – Светлана демонстрирует, как работают свепом, делая им плавные, танцующие движения. Затем с помощью щётки-совка – совмещённого устройства для сбора мусора – мусор убирают. Затем делается влажная уборка мопом с использованием специальной химии, и в конце уборщик протирает горизонтальные поверхности тряпкой из микрофибры, смачивая её разными чистящими средствами, вытирает зеркала, стены, проходит щели и укромные уголки. Если помещение большое, влажная уборка делается с помощью поломоечной машины – немного похожего на трактор без кабины агрегата, которым управляет оператор поломоечной машины – как правило, мужчина. В передней части машины установлены щётки, которые смачивают и чистят пол, а в задней – впитывающая губка, которая убирает лишнюю влагу. Ковровое покрытие моется экстракторной машиной – она глубоко чистит волокно ковра, при этом не перенасыщая его влагой.
- Поскольку для нас крайне важно не повредить имущество заказчика, - говорит Света, - мы не везде и не всегда можем использовать поломоечную машину.
Света показывает на витрину магазина.
- Например, машина не должна ехать впритирку к витрине, поэтому она едет в некотором отдалении, а ту часть пола, которая осталась невымытой, мы моем вручную.
Уроки химии
С химией отдельная история. Дома мы, как правило, используем одно и то же средство – наливаем его в ведро воды и моем им пол в ванне, кухне, коридоре, комнате. В профессиональной уборке для каждой поверхности – своё средство. Светлана показывает на эскалаторы:
- Видите, на полу рядом с эскалатором металлическая часть пола и плитка. Мы учим уборщиков мыть металл специальным средством так, чтобы ни одной капли не попало на кафель, иначе он будет испорчен. Более того, для разных металлов – разные средства, и тем, чем можно мыть пол лифта, нельзя протирать, к примеру, металлические перила.
- Светлана есть ли пятна, которые невозможно отмыть?
- Если отчищать сразу, то любое пятно можно удалить. Например, одна из самых неприятных для нас вещей – жвачка на полу. У каждого уборщика с собой есть шпатель, чтобы сразу, как только он её заметил, отчистить эту жвачку, иначе, если она подсохнет, придётся идти за специальным средством для жвачки и оттирать её.
Сразу с помощью специальных средств можно удалить практически любое загрязнение. Но, несмотря на это, профессиональные уборщики периодически – зависит от покрытия пола и степени загрязнения – делают так называемую размывку пола. Это делается обычно ночью. Пол покрывают специальным средством, через некоторое время его удаляют и моют полы начисто. После этого они некоторое время сияют как новенькие.
Я б в уборщики пошёл!
В уборщики и операторы уборочных машин идут люди разных национальностей. Однако если они пришли на работу в хорошую клининговую компанию, у них есть реальный шанс сделать карьеру: сначала уборщик, потом супервайзер – тот, кто контролирует работу уборщиков, затем менеджер по клинингу, который не только контролирует работу, но и взаимодействует с клиентами, отвечает за пополнение моющих средств, обновлением инвентаря, решает сложные вопросы, ну и, наконец, начальник производства, который следит за качеством уборки на нескольких объектах, ведёт несколько заказчиков. В осенне-зимний период клининговые компании нанимают дополнительных сотрудников – во-первых, в это время в помещениях становится значительно грязнее и убирать приходится интенсивнее, а во-вторых, нужны новые сотрудники на работе для уборки снега, например.
Светлана, которая болеет душой за своё дело, в свой выходной часто приезжает в торговый центр, где она работает, чтобы, когда подчинённые её не видят, посмотреть на то, как они работают. Подчинённые для неё, скорее, семья, чем люди, которыми она управляет.
- Нанимая уборщиков на работу, я стараюсь войти в положение каждого, всех понять, узнать, как у них дома, выяснить, действительно ли они всерьёз настроены работать. Новый уборщик два дня проходит стажировку на объекте, и, глядя на то, как он работает, мы принимаем решение, останется ли он в нашей компании или нет. Если я вижу, что человек пришёл просто подзаработать денег и только и смотрит, как бы ему увильнуть от работы, то он у нас, конечно, не задержится. Но вообще все мои сотрудники работают со мной по нескольку лет.
Если работник добросовестно убирает свой участок, то его могут поощрить премией. Часто заказчики сами обращаются в клининговую фирму, обслуживающую их объект, и просят выдать тому или иному сотруднику премию за его труд. Бывают, что пишут благодарности. Бывает, когда в фирме происходят кадровые подвижки и менеджеров убирают с одних объектов, чтобы перевести на другие, просят не забирать от них менеджера, с которым они хорошо сработались. Наконец, особенно приятно работникам, когда к ним подходят посетители торговых центров, работники офисов и спрашивают, чем таким они моют полы, что те такие чистые?
Проверка по белой тряпочке
За качеством работы следит не только фирма-поставщик услуги, но и заказчик. Так, в торговом центре, по которому мы ходим, каждое утро проходит приём работы – уборщики называют этот процесс «проверкой по белой тряпочке». Администратор торгового центра проходит по территории и проверяет чистоту полов, горизонтальных покрытий, щелей и т.д. Кроме того, в течение дня администратор проходит по территории и оценивает качество работы.
- Уборщики собираются перед приёмкой работ и ужасно волнуются, - говорит Светлана. – Каждый день – как в первый раз. Им очень хочется, чтобы их похвалили, и если это происходит, они потом работают с удовольствием, с радостью.
- А что самое неприятное в работе уборщика?
Светлана задумывается.
Мы стоим напротив главного входа в торговый центр. Молодой человек в форменной одежде размеренными движениями протирает пол влажным мопом, а мимо него идут и идут люди, оставляя не свежевытертом полу следы. Молодой человек невозмутимо проходит свой участок до конца и начинает работу снова.
- А я думала, самое неприятное – это то, что твоя работа очень быстро обесценивается, она как будто бесполезна, - говорю я, глядя на молодого человека.
- Нет, наоборот – тебе приятно оттого, что ты делаешь так, чтобы было чисто.
- А монотонность? Каждый день одно и то же?
- Мы с этим боремся, чтобы такого не было, я часто меняю участки работы: сегодня человек, например, протирает пол у главного входа, а завтра убирает подносы в фуд-корте, - говорит Светлана. – Кроме того, очень важно, чтобы уборщик умел делать все виды работ. Например, сегодня у меня заболела девочка, которая должна была мыть туалет, мы же не можем оставить его невымытым! Я снимаю человека с другого участка и перевожу туда. Ну а когда мало людей, то и сама берусь за моп.
Это только кажется, что никакой «умственности» в работе уборщика нет. Современный уборщик должен быть:
- аккуратным, чисто и опрятно одетым,
- его инвентарь должен сиять – поэтому их учат, например, пользоваться только одной стороной мопа – чтобы вторая всегда была чистая и белая, и, если уборщик ставит моп ведра, он всегда поворачивает его чистой стороной наружу. Мелочь, но об этом всегда надо помнить,
- уборщик должен уметь так управляться со своим инвентарём, чтобы не задеть проходящих рядом людей,
- кроме того, он должен уметь делать любую чистящую работу – знать специфику мытья разных половых покрытий, знать, как и в каком порядке моется сантехника, уметь проводить не только ЕКУ, но и размывку пола, чистку ковров и мягкой мебели,
- необходимые свойства характера – добросовестность, честность,
- не только делать то, что надо, но и не делать то, что не надо, - так, уборщикам запрещено что-то перекладывать или переставлять при уборке в офисе, и если им что-то мешает, они обязаны сообщить об этом супервайзеру, который, в свою очередь, поговорит на эту тему с клиентом.
Чем профессиональный клининг лучше уборки своими силами?
- современный офис, отделанный множеством материалов, требует специальных знаний о том, как чистить каждый из материалов, чтобы сделать это максимально эффективно и не повредить его;
- если компания содержит своих уборщиков, она должна своими силами оценивать качество их работы, следить за ними, изучать рынок моющих средств, организовывать поставки и т.д.,
- клининговая компания может себе позволить использовать на объектах дорогое уборочное оборудование, покупка которого для заказчика просто нерентабельна.
Маргарита Авдеева, генеральный директор компании «Ронова Клининг»
Если еще в недалеком прошлом персонал был, в основном, из Москвы и Московской области, то теперь многие приезжают искать работу из регионов и бывших стран СНГ. Действительно, москвичи неохотно идут работать уборщиками. Многие люди рассматривают эту работу как временную и большинство воспринимает эту работу как вид деятельности как источник дополнительно дохода, ведь работа в этой области не является престижной, и уровень зарплат в индустрии клининга небольшой. Клиенты хотят видеть в качестве уборщицы женщину средних лет, профессионально владеющую современными технологиями уборки, квалифицированно выполняющую свою работу. Это сотрудник, который придерживается этических норм компании, умеющий соблюдать честь компании, тот, кому можно доверить секреты клиентов. Идеального сотрудника отличает презентабельный внешний вид, умение обращаться с дорогостоящей современным оборудованием и с профессиональной химией, знание методики уборки, бесконфликтность.
Большую роль в работе уборщика выполняет униформа – она имеет особое значение для сотрудников компаний сферы услуг. Уборщик, одетый в опрятную, презентабельную, качественно сделанную униформу, тем самым продвигает бренд своего предприятия. Также и с оборудованием. Поэтому, клиенты, да и просто посетители любого нашего объекта – будь это торговый центр, офис или банк, - видят опрятно одетого сотрудника, выполняющего свои обязанности на профессиональном уровне с применением современного оборудования. И это не просто прихоть компании: особенности отрасли клининга таковы, что уборщик воспринимается окружающими как представитель торгового или офисного центра, так как работает на территории клиента. А униформа в сфере услуг становится средством создания имиджа предприятия. Таким образом, спецодежда, с одной стороны, повышает мотивацию персонала, с другой – является частью внешнего имиджа компании.
Officemagazine.ru, 2010-09-06